ПОЭТИЧЕСКАЯ САМОТЕРАПИЯ против рака
В системе лечения разнообразных заболеваний известных как психосоматические и занимающих важное место в клинике огромное значение приобретает период не только активного лечения, но и реабилитации больного. Всякий согласится, что даже профессионально выполненная хирургическая операция неразрывно связана с периодом реабилитационных методов способствующих восстановлению утраченных функций, т.е. уход и выхаживание больного в после - операционный период имеет не меньшее значение, чем сама операция. При этом активная позиция самого больного принимающего участие в восстановительных процессах не может быть недооценена. В настоящее время, актуальность психосоматических заболеваний, несомненно, доказана и их рост, обусловленный постоянными стрессами особенно значимы потому, что принимают участие в развитие таких серьезных заболеваний, какими являются онкологические. В 2002 году мной началась разработка, достаточно простого в использовании и на сегодняшний день эффективного метода “Поэтическая самотерапия” Метод был опубликован в октябре 2011 года в моей книге: «Поэзия-лекарство и яд гениев или исповедь реабилитанта» Сразу объясню почему «лекарство и яд гениев» В процессе написания книги мной были выбраны и проанализированы 19 биографий великих поэтов и писателей, таких как Пушкин Александр Сергеевич, Лермонтов Михаил Юрьевич, Гете, Байрон, Ахматова Анна Андреевна и многие другие. Анализ проводился с позиции возможного терапевтического влияния поэтического слова на их жизнь. В итоге проведенный анализ и позволил сделать заключение, что поэзия как таковая может быть не только лекарством, но и ядом для человека, использующего поэтический дар ниспосланный ему свыше грубо и бесконтрольно. Если название метода перенести на профессиональный язык психологии, то его название будет звучать так: “Коррекция психологических состояний человека в постдиагнозный период сложных заболеваний, включая онкологические, а также в послеоперационный реабилитационный период и при подготовке к сложным хирургическим вмешательствам“ Да конечно, название имеет полное право быть и таким, но метод создавался мной во время прохождения лично всех этих состояний и неоднократно и предназначен для использования любым желающим после детального с ним ознакомления под руководсвом автора. Поэтому сразу после определения содержания метода с точки зрения психологии я дам определение, которое раскрывает его содержание для каждого. Обязан уточнить, что метод значительно хуже работает для людей ищущих кусочки потерянного психологического равновесия в алкоголе и для людей страдающих клиническими психологическими отклонениями. И, конечно же, наилучший результат метод может давать при работе с детьми, получившими онкологические диагнозы и испытывающими другие сложности по восстановлению здоровья. 1. И так “Поэтическая самотерапия” (ПСТ), это «Вид психотерапии, который использует поэтическое слово, созданное человеком, находящимся на пути реабилитации собственного организма, после четкого осмысления полезности и доходчивости для него созданного им поэтического слова с целью ускорения и улучшения реабилитационных процессов”. Моя же история, а значит история создания метода такова. В 2002 году мне была сделана операция по резекции желудка. С восстановления здоровья после этой операции и началось создание метода «ПСТ» Для сокращения времени я буду называть его так. Последний же такой послеоперационный период закончился в 2009 году. Должен вам сказать, что при всех хирургических операциях различной сложности, при химиотерапии и лучевой терапии мое психологическое состояние благодаря маленькому помощнику по имени «ПСТ» было, если сказать профессионально удовлетворительным, а если простым языком отличным. Будем считать вводную часть со мной и моим методом законченным, и я перехожу непосредственно к изложению поэтапного создания метода и к его сути. А дело было так. Я сделал своё открытие, когда, не торопясь, накручивал свой километр, а при таком дневном рационе( желудок был практически удален и есть в день можно было не больше столовой ложечки) особенно было и не разогнаться на моих сучковатых рахитного вида спичках под названием ноги. Так вот иду я, и неожиданно сам для себя начинаю разговаривать, с кем бы вы думали – со своими собственными ногами! Вы не представляете, как мне хотелось в тот момент взять и побежать как прежде. Вот, видимо, я и стал их уговаривать. А получилось тогда следующее – “Мои здоровые, сильные ноги По земле меня сами несут. Им здоровые сердце, печень, почки Болеть никогда не дадут!” Неизвестно откуда пришли эти слова, которые я, говоря вслух, продолжал идти. Но как идти! Ничего похожего на то, что было, не ощущалось. После этих слов ноги сами понесли меня по земле, став без сомнения сильнее и пружинистее, чем каких-то несколько секунд назад. Я остановился, засомневавшись в ощущениях. Может быть, показалось – мелькнуло в голове. Решил продолжить, ходьбу молча, без этого, как я уже успел осознать четверостишия. И вот досада, опять все, то же самое, ноги не несут, и не пружинят. Правда по инерции может быть каких-то десять, пятнадцать шагов я еще испытывал ощущение полета, но потом все закончилось. Я опять продолжил идти, но уже повторяя пришедшее ко мне четверостишие вслух - “Мои здоровые, сильные ноги По земле меня сами несут. Им здоровые сердце, печень, почки Болеть никогда не дадут!” Теперь я ясно осознал – факт налицо. А точнее, прочувствовал этот факт на моих ноженьках, в которых я так мечтал увидеть прежнюю силу. Да и желудок как – то автоматически вписался в данную самому себе поэтическую установку. Сомнений не было – с началом озвучивания четверостишия физиологическая восстановительная цель, казавшаяся такой далекой, стала моментально почти достигнутой. Возможно, именно о таком непонятном состоянии, в котором я хотел разобраться, и говорил гениальный Фет: “Не знаю сам, что буду петь, Но песнь в душе уж зреет”. Или Александр Сергеевич Пушкин: “В размеры стройные стекались Мои послушные слова И звонкой рифмой откликались”. В четверостишии Пушкина я, конечно, выделяю прилагательное “послушные”. В тот момент слова были послушны моему именно физиологическому состоянию, о чем я еще не знал. Мое состояние требовало этих слов, чтобы под их влиянием вернуть ему прежнюю силу. Несколько дней я продолжал эксперименты. Чередовал ходьбу с рифмованной установкой и без нее. Далее я буду называть: ОРУ – озвученная рифмованная установка, РУ – рифмованная установка. Картина оставалась неизменной. Ходьба, сопровождаемая ОРУ, рожденной собственным вдохновением и огромным желанием вернуть прежние силы, с каждым днем становилась все лучше. А, теперь представим себе, что в тот момент, когда я накручивал километры после первой операции, отдаваясь творческому излиянию души, я написал бы следующее: Усталость, вновь моя усталость, Стеной встает стеной передо мной. Мой смех молчит и дремлет радость. Мой дух и взгляд опять больной. И поверьте, мне иногда хотелось написать именно эти слова. Но, я их написал потом, работая над своим методом для сравнения. Именно сейчас я хочу вернуть вас к определению ПСТ, а точнее к словам «Вид психотерапии, а точнее арттерапии, который использует поэтическое слово, созданное человеком, находящимся на пути реабилитации собственного организма, после четкого осмысления полезности и доходчивости для него созданного им поэтического слова с целью ускорения и улучшения реабилитационных процессов”. Именно этим четким осмыслением, вернее говоря, глубоким желанием получить намеченный результат и отличается ПСТ просто от поэзии. Поэзия во всей своей многогранности и вседозволенности может доставлять удовольствие физически здоровым людям. Но если какой-то недуг пошел в атаку на человека, то поэзия может в обыкновенном своем смысле стать и ядом. И чтобы не стать таковым она должна уступить место ПСТ и дать человеку возможность уверенно восстановить свое здоровье. При подготовке к последующим операциям, в восстановительные периоды я уже совершенно сознательно использовал свой метод. Метод приобрел достаточно очерченные границы. Это стихи, обращенные к Богу, так называемые стихи – молитвы, позитивные стихи, и ОРУ. Хочу подчеркнуть еще раз обязательно озвученные, не произносимые про себя, а проговариваемые вслух. Чтобы понять, почему именно вслух необходимо вспомнить метод французского врача отоларинголога Альфреда Томатиса. Метод был создан более 40 лет назад и признан во многих странах мира. Приведу вам пример одной из ОРУ, которую, я регулярно использую сам: “Мои здоровые, сильные ноги, По земле меня сами несут. Им здоровые сердце, печень, желудок Болеть никогда не дадут! Сердце стучит ровно, ритмично. Нервы спокойно выбирают маршрут. Мозг все поняв, мыслит разумно. Память диктует, что планы ждут. Позвоночник здоровый, крепкий и гибкий. Наслажденье в движении и жизнью самой! Да я молод, мышцами крепок! Я здоров, и всегда я буду такой! И тут же я познакомлю вас со стихотворением написанным сразу после сложнейшей нейрохирургической операции. Причем, когда непосредственно после операции я поступил в реанимацию и пришел в себя первое, что мне захотелось это попросить медсестру принести мне блокнот и авторучку. Но немного поразмыслив, решил, что в связи с необычностью просьбы медсестра может сделать не тот вывод и просто вызовет врача, я не стал делать этого, а стихотворение записал потом, через сутки после перевода в палату. И так прошу представить реанимация, еще отходит наркоз, после операции которая длилась 7,5 часов. И так я назвал это стихотворение:
«Мозг и Я» Вдруг он метнулся в сторону, Показал скрытый пыл, Поиграл с настоящим, И в свете лучей застыл. Подобрался к фантазиям, Улетел на них в небеса, Примерился к римским сандалиям, И тихо шепнул: это – я. Тот, кт всегда преследует, Намеченное тобой, Тот, кто внезапно радует, И в бурю приносит покой. Тот, кто уносит в миры, Увиденные вчера, Затем из любой игры, Крикнет: “Теперь пора”. Пора тебе обладатель, Дарованным судьбой, Понять, что мира Создатель Наделил его и Собой. Мыслями наигравшийся, Беспокойный твой мозг, Работой увлекшийся, Под звук собственных розг. От Бога созерцанием, Мира вокруг себя, Чтобы с Его понятием, Познал человек свое “Я”. Я, умом увлеченное, Реальность забывшее дня. Поняв, мозг есть – оружие, Оружие даже из сна. Да, причем хочу заметить, что рядом было еще три послеоперационных больных. Один из них, но это уже было после того как меня перевели в плату устроил прямо в реанимационной такой бой недоверия хирургам, что они ловили его по все реанимации с применением силы. Вот как действует «Поэтическая Самотерапия» , в реальных скажем так боевых условиях. За прошедшие два года после опубликования, метод был представлен в Санкт-Петербурге трем ведущим специалистам, в кругу ведения которых находятся подобные разработки: Председателю комитета по социальной политике города Санкт-Петербурга Ржаненкову Александру Николаевичу, главному онкологу города при правительстве Санкт-Петербурга Борчуку Алексею Степановичу и доктору медицинских наук , профессору, почетному доктору Эссекского Университета (Великобритании), председателю Ассоциации онкопсихологов России Гнездилову Андрею Владимировичу и получил положительные отзывы от всех выше названных специалистов. С учетом того, метод ПСТ, проходил первую свою проверку непосредственно на его авторе именно после онкологических диагнозов, то я позволю себе привести один из показательных примеров работы ПСТ именно в этих условиях. Случай, о котором я буду говорить, произошел с онкологической больной (характеристики больной) в хосписе №1 в Лахте. Первом хосписе в России созданном Андреем Владимировичем ГНЕЗДИЛОВЫМ. Андрей Владимирович был вызван к больной испытывающей постоянные непроходящие боли и кричащей от них в голос. Медикаментозное воздействие было бессильно. Я думаю, что сам Андрей Владимирович расскажет это значительно лучше меня. Присев у постели больной, она находилась на животе . ЖИРАФ
Вы только, что слышали пример воздействия поэтической терапии на больного находящегося в максимально сложных условиях. Хочу отметить, что осознанное применение ПСТ самим больным может дать такой же результат, если больной или пациент владеет методом. В конце своего выступления я представлю вам: Основные рекомендации по применению поэтической самотерапии. 1. Любовь и еще раз любовь к самому себе. Не забывайте гениального Александра Сергеевича: “…любите самого себя почтенный мой читатель…” При организации восстановительного процесса человеческого организма эта любовь, любовь к самому себе, самая что ни на есть главная. Поэтому здесь я не говорю о любви к остальным людям. Она была, есть и будет основной составляющей в жизни человеческого общества на земле. Однако, в своих произведениях при восстановительном периоде больше внимания необходимо уделять, так необходимому вам позитивному настрою. Не надо ездить по самому себе бесчувственным танком истязающего самоанализа. Он ни как не укладывается в понятие поэтической самотерапии. 2. Трезвость восприятия окружающего мира. Выполнение первой рекомендации не позволит вам, не выполнить этот второй пункт! Только она трезвость является фундаментом для построения третьего пункта, без которого вы бессильны перед надвигающимся недугом. Вспомните гениального Гете. В ранней юности судьба поставила его перед выбором, наградив тяжелейшей болезнью. Поэтическая самотерапия со снадобьями лекаря чернокнижника поставила его на ноги. И с тех пор к поэзии он добавил и совершенно трезвый образ жизни. Результат – его покоривший поколения “Фауст” и множество научных открытий. А главное 82 - летняя полная ярких событий жизнь. 3. Интуиция. Она полноценно работает только при трезвом восприятии мира. В любых других условиях надежда на нее может подвести достаточно здорово. На этих страницах моей книги есть достаточно фактов говорящих об этом. Каждый человек пробежавшись по извилинам своей памяти, обязательно найде множество примеров, когда именно интуиция или помогла, или, к сожалению, не была услышана только из -за отсутствия трезвого ее восприятия. 4. Создание стихов как классических, так и целенаправленно терапевтических. Хотя как показала моя практика и те и другие это отражение вас самих, и те и другие требуют очень внимательного и ответственного отношения к каждому слову, запятой, точке. Чистая не замутненная любым наркотиком (алкоголь, табак, др.) интуиция в нужный момент подскажет о необходимости развития поэтического дара. Надо только внимательно слушать ее. И так мы постепенно подошли к созданию непосредственно лекарства – стихов. Оружия предназначенного для уничтожения ваших возможных недугов. Именно оно будет в максимальной степени блокировать их развитие. Стихиры, предваренные стихами, Звучите вы из храмной тишины. С молитвою вне времени, веками, Просторами летите молящейся страны. Поэзия Евангелия – Христа наследие. Богом поэзия дарованная нам. Становится реальным воскрешение, Если доверился божественным стихам. В них слово каждое полно оздоровления, И каждый вздох твой силой окрылен. Стихи библейского нетленного сказания, Великой мудростью я вашей напоен.
4. Вера. Неслучайно я поставил веру не первой. Выстраиваемый нами дворец нашего здоровья стоит именно на ней. Любая другая основа может быть в одну минуту подмыта скрытым от наших глаз быстротечным мнением, что неминуемо приведет к разрушению всего так нами любимого дворца здоровья. Только поэзия долетит мгновенно до вашего сердца и разума, и запомниться с максимальной легкостью. Сейчас я предложу вам маленький тест в подтверждение, того, что между восприятием стиха и прозы есть огромная разница, если даже и стих, и проза несут абсолютно одну и ту же смысловую нагрузку. “Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим” Строки!!! Эти строки, не счесть сердец и разумов, в которых они мгновенно зажгли чувство любви, надежды, желаний объять собой весь мир в благодарность за то, что их сказали именно им. Да, именно Александр Сергеевич Пушкин. Кто лучше него сказал и скажет о любви. Любовь она вроде и есть любовь. Однако для подтверждения сказанного изложим замечательные пушкинские строки в прозе. Причем изложим не в вольном, авторизованном изложении, а максимально точно используя пушкинские слова и пушкинский смысл: “Я вас любил. Возможно, в моей душе любовь еще не угасла. Однако вас это не должно тревожить, потому как я вообще ни чем не хочу вас печалить. Повторяю, я вас любил молчаливо, спокойно, но при этом томился, то от ревности, то от робости. Любил я вас очень искренне, очень нежно. Дай вам Бог, чтобы другой любил вас также” Ну, как вам!? Что - то, екнуло, подпрыгнуло? Или возможно приятное тепло разлилось по вашему телу? Думаю, что нет. Хотя уверен текс, не оставил вас полностью безразличным к изложенному в нем чувству несостоявшейся взаимной любви. Вот почему поэзия и еще раз поэзия так важна при любом реабилитационном процессе. Говоря языком науки для восприятия прозы необходим логический механизм разума, требующий времени для обработки прозаической информации, а поэзия есть образ, и этот образ моментально становится в ряд желаемых ваших мозгом и чувствами картинок. 5. Четкое понимание истинного смысла произносимого и услышанного слова. Где бы в какой ситуации вы не находились все ваше существо начиная с вашего “могучего повелителя пространством”, как говорил Пушкин в Евгении Онегине, ума, до маленькой клеточки вашего так вами любимого организма находиться под непрестанным воздействием на первый взгляд не заметных слов. Эти слова могут сформировать могучие силы для борьбы со случайным недугом, а могут, в один момент стать его помощником и наносить вам существенный вред, которого вы могли бы легко избежать, не впуская в себя эти слова. Не обращать на это внимание, все равно как не протирать глаза и лицо когда на них постоянно попадают какие нибудь вредные, отравляющие ваш организм вещества. Конечно, можно стоять с опущенными руками и ждать пока, как говориться, все высохнет, или отвалиться вместе со всей вашей привлекательностью. А если не высохнет, или ни отвалиться, и еще хуже всего впитается в очаровательные глазки и бархатистую кожу! Что тогда!? А, это может произойти, если мы будем забывать, что слово не просто слово. Слово в полном своем осознании нашим мозгом это «словозвук» И если, как мы видели на многих приведенных выше примерах, ясно не представлять себе смысл произносимого, а только улавливать лениво его звук, то желаемого эффекта придется, вероятно, ждать достаточно долго. 7. И как же в наш удивительно технически оснащенный двадцать первый век при восстановлении своего здоровья можно без них, современных технических средств, обойтись. Конечно, нет! Тем более что они в нашем случае просто необходимы. Здесь я говорю о нашем маленьком друге и помощнике – компьютере, диктофоне…. Все ваши рифмованные установки, созданные вами поэтические произведения, записывайте на диктофон и прослушивайте их, прослушивайте! Однако при определенных условиях. Во – первых, они должны вам нравиться самому. Во – вторых записывать надо те, которые вы уже испытали на практике и почувствовали положительный эффект от правильно выбранных, соответственно расставленный, обрамленных в вашу рифму слов. Таким образом, у вашего задержавшегося недуга ни минутки не будет, чтобы передохнуть и закрепиться на пошатнувшихся, под натиском поэтической самотерапии, позициях. 8. Мужество. Да, именно мужество. Для создания собственного лекарства – поэтической самотерапии вам необходимо мужество. Для любого творчества оно крайне необходимо. Человек, занимающийся творчеством, идет на не знакомую территорию. Он не знает, что будет. После окончания своего трудового дня он даже не может знать, сколько он заработал, да и заработал ли вообще. Но в нашем случае речь идет не о деньгах. Здесь речь о несравнимо более важных вещах: жизни и смерти. И только через мужество, через каждодневные усилия по созданию и уверенному применению созданного самим лекарства можно добиться желаемого результата. Английское слово courage(мужество) имеет одинаковый корень с французским словом coeur, обозначающим сердце. Как сердце качает кровь к рукам ногам и мозгу, обеспечивая физиологию органов, так и мужество не дает угаснуть нашим творческим силам, обеспечивающим наш организм бесценным лекарством. И так подводим итог: у нас есть сильно действующее лекарство для восстановления нанесенных нам преднамеренных и случайных жизненных ран. Будь они эти раны душевного плана или они пытаются обосноваться в тканях нашего любимого тела, хотя одно без другого не бывает, в любом случае нашим лекарством будет оперативное и постоянное применение поэтической самотерапии. При возникающих сомнениях можно еще и еще раз обратиться к опыту различных людей разных поколений. В своей книге я на сколько, мог на своем опыте, а главное на опыте великих поэтов, писателей постарался показать, колоссальный положительный эффект от воздействия поэтического слова на все стороны личной жизни. Хотя на первый взгляд наша жизнь кажется неимоверно далекой от поэзии, но это только на первый, как мы с вами и убедились. Имея в своем арсенале такое сильнодействующее лекарство, как поэзия будьте внимательны. Вы не должны допустить, чтобы в пузырьке с этикеткой “Мое здоровье” вам подсунули сильно действующий яд. Яд из спутанных смыслом ядовитых слов. Лекарство и яд в поэзии Лекарство и яд бывают в стихах - Глотнешь впопыхах, не заметишь. В слове одном возможен крах, В малом и быстром сюжете. Или победа несется твоя На помощь душе усталой, А в строчках твое долгожданное я, На долгие годы то самое.
Ты тщетно искал его без стиха, Слова незаметно коверкая, Забыв, как может слепить пурга, Той речи, что смыслу неверная. Так пей же по капле лекарство свое, Поэзией слова рожденное, И страданье любое станет ни что, Словом стиха покоренное! Александр Блок как - то сказал: “Только перед смертью можно до конца понять и оценить Пушкина” Позволю себе, не меняя Блоковского смысла, на правах человека испытавшего состояние очень близкое к такому ощущению, о котором говорит Блок написать так: “Не надо испытывать случай и ждать последнего момента жизни. В Пушкинской поэзии есть необходимое каждому человеку лекарство, и он обязан его принимать, если верит в силу слова. Однако не надо и забывать, что в словах бывает не только лекарство, но, к сожалению и яд. Поэтому, не следует упиваться только красотой, полетом поэтических слов и доступностью стихосложения. Можно случайно увлечься творческим полетом и пьянея от восхвалений хлебнуть и не раз губительную порцию яда из тех же на первый взгляд так красивых и звучных словосочетаний” 9. Составленные Вами стихи – молитвы, рифмованные установки или стихи общетерапевтической направленности, написанные вами или взятые из книги должны произноситься вслух и только вслух. Вслух, громко, уверенно с осознанием реабилитационных процессов ведущих только к достижению поставленной вами цели, без каких либо даже минимальных сомнений. Произнесение их про себя, без выразительного озвучивания, не даст надлежащего результата. Минимальное количество встреч пациента с психологом, владеющим методом, позволяющее организовать позитивную, уверенную работу всего организма против рака, составляет 12-14 часовых сеансов. Психолог Олег Шляговский
|